Парамедики и машины скорой помощи в армии Наполеона. Почему император не позволил спасти своих солдат?

0
90

Опьяненный успехами, Наполеон Бонапарт долгое время игнорировал необходимость военно-медицинской службы. Тысячи солдат гибли на полях сражений, а помощь все еще приходила слишком поздно. По регламенту иначе и быть не могло.

Уже в революционной армии Франции медицинским обслуживанием солдат пренебрегали. После разрыва с обычаями старого режима медицинские школы были закрыты. Врачи-роялисты были уволены из армии, а их заместители не должны были иметь никаких дипломов.

Скидки и ограничения

Это был худший момент для демонтажа санитарных служб. Массовое расширение армии и новый маневренный метод ведения боя привели к гораздо большему количеству раненых, чем в предыдущие десятилетия.

У властей республики не было выбора — они быстро отошли от своих ошибочных идей и начали вербовку, а затем и принудительное назначение профессиональных врачей, хирургов и фармацевтов.

Наполеон Бонапарт позже продолжил политику ограничения здравоохранения, в большой ущерб армии и государству. В 1800 году он приказал сократить количество военных госпиталей до 16 и, в целях экономии, уволить всех медиков, которые не были «незаменимы для службы».

Война против Австрии — и особенно битва при Аустерлице, унесшая тысячи раненых, — показала, насколько ошибочной была эта политика. Однако, опьяненный успехом, Наполеон решил, что никаких изменений не нужно.

Дорогие друзья, а если вы хотите узнать с каким давлением не берут в армию, то переходите на сайт наших друзей https://proprizyv.ru/s-kakim-davleniem-ne-berut-v-armiyu/ Там вы найдёте много другой полезной информации.

Судьба раненых

Наполеоновский солдат, участвовавший в сражении, на каждом шагу подвергался смерти или тяжелым увечьям. Пушечными ядрами размозжены были головы, сломаны ребра, руки и ноги. Вражеская конница рубила саблями и колола копьями, пехота стреляла, а в рукопашной наносила удары штыками и прикладами.

Раненых на поле боя первоначально доставляли в тыл их сослуживцы, но вскоре командиры поняли, что это был популярный способ избежать дальнейшего боя с солдатами. Именно поэтому Бонапарт уже в Италии издал (повторенный потом несколько раз) запрет на конвоирование раненых.

Раненые должны были оставаться на поле боя и ждать медиков. Просто по первоначальным уставам сбор раненых с поля боя не должен был начинаться до тех пор, пока не стихнут выстрелы. Следует помнить, однако, что столкновения этой эпохи тянулись часами, а иногда и не могли быть прекращены в один день.

До прибытия санитаров на поле боя появились мародеры и местные крестьяне. Они отбирали у убитых и раненых ценные вещи, срывая с них обувь и обмундирование. Они же и убивали раненых, оказавших сопротивление ограблению. Случалось и так, что солдаты, лишенные одежды и помощи, лежа под дождем или снегом, умирали от холода с наступлением темноты.

Медработники за личный счет

За вывоз раненых с поля боя отвечали военные хирурги. В каждом батальоне или эскадроне обычно служил один такой специалист. Они подчинялись старшему хирургу полкового или полубригадного звена.

Врачи боролись с острой нехваткой соответствующего вспомогательного персонала — они не могли использовать солдат.

Наконец, во время испанской кампании 1808 года отчаявшийся главный хирург французской армии Пьер-Франсуа Перси сформировал за свой счет батальон фельдшеров. В его состав входили выздоравливающие и непригодные к строевой службе солдаты, в задачу которых входил поиск раненых на поле боя и передача их в полевые госпитали.

Когда Бонапарт убедился в полезности такого формирования, 13 апреля 1809г. он издал указ о создании корпуса военных фельдшеров. Он состоял из 10 рот по 125 человек.

Осторожно, носилки!

Четыре года спустя, в 1813 году, был создан корпус носилок. С этого момента сбором раненых занимались два солдата, снабженные специальными раскладными носилками.

Таких носилок в каждой санитарной роте было по 32 штуки. С ранеными были не очень ласковы, часто их грабили и считали свою службу хорошим способом уклониться от участия в боевых действиях.

Раненые с поля боя были сгруппированы в условленном месте, а оттуда на машинах скорой помощи доставлены в госпиталь.

Первоначально использовались конфискованные крестьянские подводы. Они не были приспособлены для этой функции: у них не было амортизации, они были тяжелыми, маневренными.

Кроме того, когда бой происходит на вражеской территории, местные крестьяне, гонявшие их, проявляли открытую неприязнь к раненым.

Со временем для перевозки стали использовать частные компании, но это решение также вызвало много возражений. Не раз случалось, что ямщики, не желая рисковать жизнью, ждали даже дольше, чем до окончания боев. Были случаи, что скорая помощь приезжала через 24 и даже 36 часов после боя.

Летающие машины скорой помощи

Зная об этих трудностях, главный хирург Рейнской армии Доминик-Жан Ларри разработал еще в 1792г. специальные легкие автомобили, получившие название «летающие санитарные машины». Это были двух- или четырехколесные крытые машины.

Кабины имели рессорную подвеску, что значительно повышало комфортность езды. Сидевший внутри медик смог наложить первую повязку уже во время транспортировки. По словам Ларрея, летающие машины скорой помощи должны были функционировать как конная артиллерия: мобильные, быстрые и эффективные.

И действительно: работали они хорошо, и солдаты, и врачи были ими довольны. Однако широкого распространения в Великой армии они получили лишь в 1812 году, непосредственно перед экспедицией на Москву.

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомлять о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии